Многое, если не все, изменил Указ Пре­зидента Республики Беларусь «О риэл­терской деятельности в Республике Бе­ларусь» № 15, вступивший в силу в ап­реле 2006 года. Он был принят именно в целях защиты прав и законных интере­сов потребителей риэлтерских услуг, ук­репления правовых основ риэлтерской деятельности, повышения качества дан­ных услуг, а также расширения рамок го­сударственного регулирования и конт­роля за риэлтерской деятельностью в Беларуси.

О том, как сегодня обстоят дела на вто­ричном рынке жилья в Минске, об осо­бенностях взаимоотношений исполни­телей риэлтерских услуг и их потреби­телей, да и в целом о проблемах рынка недвижимости в столице мы беседова­ли во время прямой линии «Радио-Минск» и газеты «Минский курьер» с Виктором Шанюкевичем - человеком, который более чем кто-либо компетен­тен ответить на все вопросы, касающи­еся этой непростой проблемы. Возглав­ляя в течение многих лет риэлтерское предприятие «Динас», он знает о рынке недвижимости все. В качестве доцента кафедры «Организация строительства и управление недвижимостью» строи­тельного факультета Белорусского на­ционального технического университе­та обладает необходимыми теоретиче­скими знаниями и умением обобщать факты. А как депутат Мингорсовета и председатель постоянной депутатской комиссии по строительству, жилищному хозяйству, землепользованию и эколо­гии нынешнего созыва - точно знает о том, что происходит в городе и как вла­сти решают жилищную проблему, наво­дя порядок, в том числе на рынке вто­ричного жилья. Кроме того, Виктор Аб­рамович возглавляет Совет риэлтеров при Министерстве юстиции, который создан в марте 2006 года с целью раз­работок единых практических подходов при заключении сделок с недвижимос­тью.

Корр.: Насколько вам как руководи­телю риэлтерского предприятия по­могает общественная работа в каче­стве депутата Мингорсовета?

 - Конечно, моя общественная деятель­ность расширяет кругозор, позволяет видеть особенности и направления раз­вития строительного комплекса города. Но важнее, на мой взгляд, то, что помо­гает мне как депутату. Недаром отчеты о работе депутатской комиссии по строи­тельству, жилищному хозяйству, земле­пользованию и экологии неоднократно заслушивались на сессиях Мингорсове­та и ее работа признавалась при этом положительной. Ее опыт рекомендовал­ся другим комиссиям.

В первую очередь, выполнению моих депутатских обязанностей в немалой степени помогает большой доцент­ский стаж. Особенно в связи с тем, что в нынешнем депутатском корпусе спе­циалистов по строительству и недви­жимости крайне мало. Я преподаю на строительном факультете БНТУ уже более 25 лет и знаю самые последние научно-технические разработки, инно­вации в строительной отрасли и могу со всей ответственностью рекомендо­вать их городским властям. Важен для моей депутатской деятельности и опыт руководителя коммерческой ор­ганизации. Ведь в рамках риэлтерской деятельности мне приходится сталки­ваться с большим количеством прак­тических моментов, касающихся жи­лья, которые потом получается акку­мулировать в те или иные депутатские предложения. К примеру, я был одним из основных разработчиков Положения о порядке от­чуждения жилья, в котором проживают несовершеннолетние, либо одинокие престарелые, либо частично недееспо­собные. Это предложение было итогом моей практической риэлтерской дея­тельности в предыдущие годы, когда мне с болью приходилось наблюдать, как так называемые «черные» маклеры выселяли людей из их квартир. И мне приятно осознавать, что это положение, защищающее интересы детей, стариков и инвалидов, было утверждено на сес­сии Мингорсовета. Депутатская комиссия по строительст­ву, жилищному хозяйству, землеполь­зованию и экологии, которую я воз­главляю, в составе десяти депутатов рассматривает немало текущих обра­щений граждан по проблемам жилья, в том числе касающихся многодетных семей.

Корр.: Многим ли удается помогать?

-  К сожалению, не всем, потому что жи­лищная проблема - вечная и сложная, а сегодня еще и одна из наиважнейших. И хотя глава государства и руководство города много делают для того, чтобы решить ее, помочь всем невозможно. Само по себе строительство настолько сложная тема, когда приходится учиты­вать множество факторов - от стоимос­ти металла и цемента до поставок энер­горесурсов и прокладывания теплоцен­тралей, - что простых решений просто быть не может. Но мы идем в ногу со временем: депутатский корпус Мингор­совета работает в рамках законодатель­ства и имеющихся возможностей. Дела­ем все от нас зависящее.

 

Корр.: Что конкретно?

- Это комплексная тема, которая затра­гивает и работу всего Мингорисполкома, и особенно его комитетов по строи­тельству и жилищной политике, архитектуры и градостроительства. Ключе­вая роль депутатского корпуса в этой системе - рассмотрение бюджета. Именно тогда и происходит своеобраз­ная депутатская «борьба» за то, на что следует направить те или иные денеж­ные средства и в какой последователь­ности. Когда депутаты дают свои пред­ложения, они опираются на наказы сво­их избирателей. Одни защищают необ­ходимость строительства поликлиник в своих районах, другие - школ, третьи - жилья. Но бюджет не безразмерен. По­этому проходят только самые обосно­ванные предложения. Думаю, что реше­ния, которые в итоге нами принимают­ся, максимально учитывают реальные потребности минчан. Что же касается работы в сфере оказа­ния риэлтерских услуг, то риэлтерская деятельность - тоже одна из составляю­щих по улучшению и изменению жилищ­ных условий минчан. Вторичный рынок вполне развит в нашей стране. Пред­приятие «Динас» за 12 лет своего суще­ствования провело несколько тысяч сделок, связанных с продажей и после­дующей покупкой жилья.

Корр.: Как с этой точки зрения вы оцениваете Указ главы государства о риэлтерской деятельности, приня­тый в начале нынешнего года? В какой степени он помог в целом упоря­дочить ситуацию на вторичном рынке жилья?

- Это крайне важный, своевременный и основополагающий документ, который определил и само понятие риэлтерской деятельности, и многое, что связано с ее осуществлением. Например, сегодня риэлтеру нельзя рекламировать в печа­ти объекты, если по ним не заключены эксклюзивные договоры с собственни­ком жилья или иного объекта. Этот за­прет позволяет отсечь «черных» макле­ров, услуги которых все еще пользуются спросом в силу цены на них (что вполне понятно - налогов, в отличие от агентств, они не платят, затрат по ис­полнению сделок практически не несут). Или в силу привычки: тем, кто обраща­ется к услугам «черных» маклеров, ка­жется, что для знакомого они сделают все лучше и дешевле. Но в случае про­вала спросить им будет не с кого. Такая сделка, кроме всего прочего, и не стра­хуется, поскольку у «черного» маклера нет лицензии на риэлтерскую услугу. Важно и то, что указ Президента требует обязательной аттестации риэлтеров. У штатных сотрудников риэлтерской орга­низации должна быть агентская или ри­элтерская карточка, удостоверяющая право имеющего этот документ специалиста работать с потребителем риэл­терской услуги. Эти именные пластико­вые карточки изготавливаются на пред­приятии «Криптотех» Гознака, а следо­вательно, защищены от подделки. В карточке есть фотография риэлтера, указано предприятие, на котором он ра­ботает. Этот идентификационный доку­мент подлежит строгому учету и обяза­тельной сдаче в случае увольнения со­трудника. Постановлением Министер­ства юстиции утверждена Инструкция о порядке выдачи и использования иден­тификационной пластиковой карточки. У мошенников шансов заиметь ее крайне мало. Самое главное новшество Указа, кото­рое обрадует и успокоит многих: введе­ние обязательного страхования ответ­ственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятель­ность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением. У каждой риэлтер­ской организации, согласно Указу, дол­жен быть страховой полис. Определена Президентом также единая страховая организация - «Белгосстрах», Оплата страхового полиса составляет пять миллионов рублей в год - не критичес­кая сумма для крупных риэлтерских ор­ганизаций. Кстати, в России практически нет нор­мативной документации, связанной с риэлтерской деятельностью. Были от­дельные попытки разработать такой за­кон, но он завяз в Госдуме. Тот беспре­дел, который сегодня творится на рынке недвижимости у соседей, и убедил ру­ководство нашей страны в том, что бес­контрольного развития рынка недвижи­мости допустить ни в коем случае нель­зя. А поскольку путь законодательства был бы более долгим, и появился Указ Президента о риэлтерской деятельнос­ти. И это правильно.

Корр.: Какие еще документы и госу­дарственные решения вы считаете наиболее важными для создания в Беларуси цивилизованного рынка недвижимости и защиты интересов простых граждан?

- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь (№ 406 от 27.03.2006 г.) утверждено «Положение о порядке представления коммерческим организациям, осуществляющим риэл­терскую деятельность, информации го­сударственными органами и иными ор­ганизациями об объектах недвижимос­ти, о правах на них, юридических и фи­зических лицах - сторонах сделки, в от­ношении которой осуществляется ри­элтерская деятельность». В перечень государственных органов и иных орга­низаций, представляющих необходи­мую риэлтерам информацию, входят министерства юстиции, по налогам и сборам, внутренних дел, а также мест­ные исполнительные и распорядитель­ные органы, жилищно-эксплуатационные организации, организации по госу­дарственной регистрации, ряд диспан­серов системы здравоохранения и дру­гие. То есть для риэлтерских организа­ций определены права на выполнение различных запросов при выяснении ис­тории квартиры. Предприятие «Динас» воспользовалось этими правами в пол­ной мере. Заключены договоры со все­ми ЖРЭО города Минска, обращение к которым, при небольшой оплате за по­лучаемую информацию, носит офици­альный характер в соответствии с дого­вором. Заключен нами и договор с ГУВД Мингорислолкома на получение сведений о прописке. Ведь отрабаты­вая историю квартиры, очень важно знать, где на сегодняшний день нахо­дятся те лица, которые были здесь ког­да-то прописаны. И если возникают ка­кие-то сомнения относительно право­вой «чистоты» квартиры, мы отказыва­ем покупателю в выполнении риэлтер­ской услуги, сославшись на те или иные причины.

Много делает в рамках государствен­ного регулирования, управления и кон­троля в сфере риэлтерской деятельно­сти Министерство юстиции. В частнос­ти, Министерством юстиции в августе 2006 года принято постановление, ут­вердившее Положение о руководителе риэлтерской организации. Надо ска­зать, в нем определены достаточно жесткие требования. В частности, соискатель должен иметь аттестат риэлтера либо пройти соответствующую ат­тестацию, иметь трехлетний стаж рабо­ты хотя бы специалистом по риэлтер­ской деятельности и многое другое. Подобная предусмотрительность бо­лее чем обоснованна. Ведь человек, который пришел в риэлтерскую организацию, доверяет ее работникам не только выполнение риэлтерской услу­ги, но, по большому счету, и свои деньги, причем немалые. Для того чтобы исключить даже малей­шую возможность обмана, риэлтерский договор обязательно должен быть за­регистрирован в специальном журнале, который хранится у администрации риэлтерской организации - так называе­мой книге регистрации договоров. Эта книга имеет ряд технических особенностей: она прошнурована и пронумеро­вана, скреплена печатью организации и подписана ее руководителем, а также дополнительно скреплена еще и печа­тью управления юстиции Мингорисполкома с подписью его начальника или за­местителя. Данная регистрационная книга ныне - важный учетный и конт­рольный документ любой риэлтерской организации.

- Это Владимир Николаевич, посове­туйте, на что, в первую очередь, при выборе риэлтерской организации следует обратить внимание?

-  Есть ли у риэлтерской организации лицензия, что, в принципе, обуславли­вает и большинство остальных требова­ний: наличие страхового полиса, иден­тификационных карточек риэлтеров, специального журнала для регистрации и тому подобное. Второе, на мой взгляд, не менее важное условие - стаж работы риэлтерской организации на рынке недвижимости. Например, пред­приятие